§ 1. Злокачественная агрессия как основа деструктивности

Сексуальная неполноценность и агрессивность Уже известно, что эволюционный подход у животных к проблеме агрессивности дает полезные аналогии и помогает понять то, что иначе осталось бы не очень осмысленным. И здесь обсуждение взаимосвязи сексуальности и агрессии стоит начать с рассмотрения некоторых фактов из жизни животных. Обсуждая проблему инстинктов, К. Лоренц проанализировал взаимодействие агрессии, бегства и секса на примере одного вида рыб, а затем обобщил свои наблюдения, распространяя их на людей. Результат его анализа настолько интересен и полезен для понимания взаимодействия мужчин и женщин, что его стоит рассмотреть. Этот анализ, раскрыл важнейшие функции агрессии, которые без научного анализа трудно заметить. Дело в том, что у этого вида рыб внешне самец и самка почти неразличимы. Одинаково и их поведение, поэтому было интересно узнать, какой механизм предотвращает гомосексуальное поведение.

Проблемы агрессивного поведения людей

Злокачественная агрессия и причины ее проявления 3. Доброкачественная агрессия и причины ее проявления Заключение Список использованных источников Введение Загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадности человечество пыталось разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с этими явлениями традиционно ассоциируется преступность в общественном сознании.

психоаналитик Э.Фромм в своей работе «Анатомия человеческой . проявлений агрессии, но чувство страха порождает трусость, подлость, .

Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Семья жила в соответствии с патриархальными традициями добуржуазной эпохи, отмеченной духом религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов.

Эрих получил хорошее начальное образование. Гимназия, в которой изучали латынь, английский и французский языки, пробудила в нем интерес к ветхозаветным текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков.

Картины универсального мира, в котором лев и овца живут рядом, очень рано привлекали внимание мальчика, а позднее стали толчком к раздумьям о жизни человеческого сообщества, к идеям интернационализма.

Однако, понятия агрессия и агрессивность не синонимичны. Под агрессией понимаются любые действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким, и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба вреда другому субъекту присутствует практически всегда.

Эрих Фромм критикует расхожий тезис: агрессивное поведение людей имеет Существует два ответа: гнев (ярость и атака); страх и бегство. Фромм.

Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного различны. При этом речь идет о следующем: Животное воспринимает как угрозу только явную опасность, тогда как человек, наделенный даром предвидения и фантазией, реагирует не только на сиюминутную угрозу, но и на возможную опасность в будущем, на свое представление о вероятности угрозы.

Иными словами механизм оборонительной агрессии мобилизуется не только тогда, когда человек чувствует непосредственную опасность, но и тогда, когда явной угрозы еще нет. Получается, что индивидуум дает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз. Человек обладает не только способностью предвидеть реальную опасность в будущем, но и позволяет себя уговорить, допускает, чтобы им манипулировали, руководили, чтобы его убеждали.

Он готов увидеть опасность там, где ее нет. Именно этим Фромм объясняет начало большинства современных войн.

Эрих Фромм Типы агрессии

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. агрессии и деструктивности, индивидуального и социального характера . меня, мое представление о мире и освободила меня от страха показывать свою любовь.

Фромм вводит разделение агрессии"доброкачественной" — филогенетически заложенного импульса к атаке или бегству в ситуации, когда возникает угроза жизни, и агрессии"злокачественной" деструктивности и жестокости. Фромм подвергает критике понимание агрессивности в инстинктивизме отдельные положения учения Фрейда, К. Инстинктивистские концепции трактуют агрессивность как постоянный фактор психической жизни, заданный биологически и имеющий тенденцию накапливаться и искать разрядки в деструктивных поведенческих актах"гидравлическая концепция агрессивности".

Бихевиоризм, по мысли Фромма, рассматривает агрессивность только в контексте визуально наблюдаемого поведения, исключая из анализа целостную человеческую личность. Как результат, бихевиористские концепции не могут объяснить психические явления, не обусловленные вызовами среды, и учесть мотивирующие поведение импульсы. Фромм считает, что и инстинктивизм, и бихевиоризм являются формами редукционизма, сводящими понимание человека соответственно либо к унаследованным из прошлого моделям, либо к некритическому воспроизведению сегодняшних социальных схем.

В качестве альтернативы этим моделям Фромм предлагает реформированный психоанализ как учение о характере и о конфликтах между характерологическими страстями, органично присущими личности, и необходимостью самоограничения. Фромм стремится опровергнуть представление о присущих человеку от рождения деструктивных наклонностях, используя для этого данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии.

Так, нейрофизиология показывает, что при отсутствии внутренних или внешних раздражителей импульсы зон мозга, активизирующие и сдерживающие агрессивность, находятся в состоянии подвижного равновесия то есть агрессивность не действует постоянно, а возникает ситуативно. Сам нейрофизиологический механизм обеспечения защиты жизни демонстрирует неочевидность значимости агрессивности, поскольку в физиологии мозга и в поведении не меньшую значимость имеет рефлекс бегства нервные волокна и центры нападения и бегства расположены очень близко.

При этом"инструментальная" агрессивность хищников нейрологически отлична от защитной агрессивности и у других животных не встречается; человек же в своем филогенезе не являлся хищником. Характерно, что в неволе животные значительно чаще проявляют агрессивность, чем в естественных условиях обитания.

Психология - рефераты : Проблема агрессивного поведения

Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его агрессивности, деструктивности или воровства. Существует множество вариантов, о чем свидетельствует клинический и педагогический опыт. Так, воровствоможет быть приобретенной формой поведения, но может быть следствием непонимания права собственности людей на вещи, отмечает М. Но оно может служить и другим целям: Некоторые случаи детского воровства стали предметом профессионального анализа психолога Н.

Эрих Фромм о злокачественной агрессии, инстинктах, человеческих Страх , как и боль, — это очень неприятное чувство, и человек.

Злокачественная агрессия и причины ее проявления 3. Доброкачественная агрессия и причины ее проявления Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадности человечество пыталось разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с этими явлениями традиционно ассоциируется преступность в общественном сознании. В них причины неисчислимых людских бед, страданий и трагедий. Он является ярким представителем неофрейдизма, попытался в своих работах соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма.

Каждая книга, вышедшая из под пера этого автора, становилась значительным явлением научной жизни.

Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного

Агрессия с целью самоутверждения Заключение Введение Тема данной работы — агрессия как способ самоутверждения в современном обществе. В современном обществе происходят кризисные процессы, которые отрицательно влияют на психологию людей, порождая озлобленность, жестокость и насилие. Постоянно растущие во всем мире насилие и деструктивность привлекает внимание специалистов к исследованию сущности и причин агрессии.

Вообще под термином «доброкачественная агрессия» Фромм понимал три различные Существует два ответа: гнев (ярость и атака); страх и бегство.

Природа детской агрессивности Формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в агрессивности, деструктивности, дерзости, мстите сти, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполн неприятных дел, различных формах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его агрессивное или воровства.

Существует множество вариантов, о твует клинический и педагогический опыт. Так, воровство может быть приобретенной формой поведения, но может быть следствием непонимания права собственности людей на вещи, отмечает М. Но оно может служить и другим целям: Некоторые случаи детского воровства стали предметом профессионального анализа психолога Н.

В основе волевого процесса К. Процесс этот очень сложен.

Эрих Фромм - Психоанализ и религия