Журнальный зал

Проблемы этничности В современном мире одной из основных сил, определяющих облик века становится миграция, являющаяся неотъемлемой компонентой процесса глобализации. Прямым следствием масштабных перемещений мигрантов — в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, по политическим, социальным и иным мотивам, — является все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие социумов. Эти напряжения, фиксируемые во всем мире, особенно опасны для многонациональной России, в истории которой можно найти не только позитивные примеры межэтнических взаимодействий. Взаимоотношения между принимающими социумами и мигрантскими меньшинствами и являются предметом настоящей статьи. Крайне негативно отношение населения к чеченцам, азербайджанцам, другим выходцам с Кавказа, представителям среднеазиатских народов, цыганам. Вирусу этнофобий сегодня более подвержены жители мегаполисов, чем других поселений. Весьма настораживает подверженность этнофобиям молодежи: Молодежь демонстрирует сегодня более высокий уровень интолерантности, чем пожилые люди, — в отличие от х годов, когда на фоне этнических фобий старшего поколения, молодые были более терпимы к представителям разных этнических групп.

Русские ответы

Библиография[ править ] Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы х годов: Левашова; Институт лингвистических исследований РАН.

Проблема определения понятия этнофобия Социально- психологическое рассмотрение сущност и этнофобии Идентичность в.

Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии Количество траниц: Факторы формирования современных этнофобий. Этноцентризм как фактор формирования этнофобий. Идеологический кризис и реактуализация этнофобий в российском обществе. Особенности этнофобий на Северном Кавказе.

Социально-политическая маргинализация на Северном Кавказе. Формы этнофобий на Северном Кавказе. Пути преодоления этнофобий на Северном Кавказе.

Прямым следствием масштабных перемещений мигрантов - в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, по политическим, социальным и иным мотивам, - является все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие социумов 2. Оборотной стороной этнической эрозии локальных социумов становится возникающее напряжение между местным населением и мигрантами, которые по этническим, расовым, конфессиональным, социальным, культурным параметрам могут существенно отличаться от"аборигенов".

Эти напряжения, фиксируемые во всем мире, особенно опасны для многонациональной России, в истории которой можно найти не только позитивные примеры межэтнических взаимодействий.

Этнофобия среди россиян достигла минимального значения с года, однако всё еще находится на высоком уровне, следует из.

Поэтому соответствующие направления мысли можно назвать этнофобией и культурофилией. Поскольку этнофоб отрицает не всякий этнос, а только русский. Равно как и культурофил открывает для всех и каждого не всякую культуру, а только русскую. Далее фантазия начинает отрываться по полной: Что же имеет место в реальности? Как утверждает скучная наука генетика, русские — чрезвычайно однородный этнос.

Разброс характерных признаков русских на всём огромном пространстве от Калининграда до Владивостока в два раза меньше, чем, скажем, для населения Западной Европы. Мы — белые люди, нравится это кому-то или нет. Впрочем, достаточно самых поверхностных знаний в области генетики, на уровне Менделя, чтобы прийти к тому же выводу. Дело в том, что типичная русская внешность определяется в основном рецессивными генами, а восточная — как правило, доминантными.

То есть — любая примесь, попадающая в русский генофонд, сохраняется там очень надолго. Азиатские черты лица вылезали бы из поколения в поколение. Что касается монголоидных генов, тут есть свой конёк: Эпикантус характерен для монголоидов, а также сибирской расы эвенков, юкагиров, бурят.

Ксенофобии в постсоветском обществе ( )

Оксана Карпенко Центр независимых социологических исследований Я хочу проиллюстрировать на одном небольшом примере то, каким образом работает расистский дискурс в текстах, в принципе ориентированных на борьбу с ним. Автором введения является политолог и эксперт Центра Карнеги Александр Малашенко. Этот пример тем более важен, что представляет собой экспертное суждение. Это, пожалуй, наиболее распространенный тип этнофобии.

Интеллектуальная жизнь нашей газоспасаемой Эрефии разнообразием не балует. Если честно, она всё больше напоминает.

Введение к работе Актуальность диссертационного исследования Изучение проблем межэтнического взаимодействия приобрело особую актуальность вследствие миграционных изменений, вызванных распадом СССР. После распада Советского Союза экономическая привлекательность России стала важным фактором, способствующим большому притоку иммигрантов с территории бывшего СССР. Данный факт отмечают практически все исследователи миграционных процессов -Мукомель В.

По величине миграционного прироста в х гг. Россия уступала только США и Германии. Следует отметить, что последнее десятилетие века явилось периодом усиления миграционного притока во всех принимающих странах мира. Причем в большинстве из них его пик пришелся на первую половину х гг. Основными источниками иммиграционного потока в Россию являются страны СНГ и Балтии, из которых, по данным Федеральной Миграционной Службы Министерства внутренних дел России ФМС МВД России , о числе лиц, получивших разрешение на въезд и выезд на постоянное место жительство, за последние десять лет, начиная с года, прибыло порядка 7 миллионов долгосрочных мигрантов и переселенцев.

В то же время в обратном направлении выбыло порядка 2,2 миллиона человек. К настоящему времени ежегодное число долгосрочных иммигрантов, а также миграционный оборот в целом со странами СНГ заметно сократились.

Революция русской идентичности

Поэтому соответствующие направления мысли можно назвать этнофобией и культурофилией. Поскольку этнофоб отрицает не всякий этнос, а только русский. Равно как и культурофил открывает для всех и каждого не всякую культуру, а только русскую. Далее фантазия начинает отрываться по полной:

Словоформы слова"этнофобия". этнофобия, >, этнофобия – существительное, жен. р., именительный п., ед. ч. Часть речи: существительное.

Актуальность диссертационного исследования Изучение проблем межэтнического взаимодействия приобрело особую актуальность вследствие миграционных изменений, вызванных распадом СССР. После распада Советского Союза экономическая привлекательность России стала важным фактором, способствующим большому притоку иммигрантов с территории бывшего СССР. Данный факт отмечают практически все исследователи миграционных процессов -Мукомель В. По величине миграционного прироста в х гг.

Россия уступала только США и Германии. Следует отметить, что последнее десятилетие века явилось периодом усиления миграционного притока во всех принимающих странах мира. Причем в большинстве из них его пик пришелся на первую половину х гг. Основными источниками иммиграционного потока в Россию являются страны СНГ и Балтии, из которых, по данным Федеральной Миграционной Службы Министерства внутренних дел России ФМС МВД России , о числе лиц, получивших разрешение на въезд и выезд на постоянное место жительство, за последние десять лет, начиная с года, прибыло порядка 7 миллионов долгосрочных мигрантов и переселенцев.

В то же время в обратном направлении выбыло порядка 2,2 миллиона человек. К настоящему времени ежегодное число долгосрочных иммигрантов, а также миграционный оборот в целом со странами СНГ заметно сократились. Миграционный прирост России за счет бывших советских республик уменьшился в году до тысяч человек, а с учетом оттока населения в дальнее зарубежье общий миграционный прирост составил порядка 70 тысяч человек. Стихийные перемещения людей и огромное число иммигрантов вносит кардинальные изменения в существующие межэтнические отношения, при этом формирование межэтнических взаимоотношений происходит в неблагоприятной миграционной обстановке.

В то же время результаты переписи года позволяют предположить, что число иммигрантов в России было больше того, которое зафиксировано текущей статистикой. Россия теряла население в результате миграционного обмена со странами дальнего зарубежья, а также с Белоруссией и Украиной.

Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии)

Доктор исторических наук, эксперт Горбачев-фонда, автор многих публикаций о социальных проблемах российской истории. Революция русской этничности Долгое время национальная проблематика казалась племенной архаикой, отступающей перед натиском прогресса с его акцентом на современных социальных формах и приоритете прав индивида личности по отношению к любым человеческим общностям. Поэтому бурный ренессанс этнического фактора в мировой политике в е годы века поначалу казался интеллектуальным и идеологическим недоразумением, социальной и антропологической контрреволюцией.

Однако национальной экзальтацией оказались охвачены не только народы третьего мира, но и социально и экономически преуспевавшие европейские нации. Если подъем национализма на Юге и Востоке еще можно было объяснить отсталостью народов, отсутствием у них укорененных и развитых институтов Современности, то это объяснение не подходило для шотландцев и уэльсцев, каталонцев и фламандцев.

Существует изрядное количество концептуальных моделей — от претендующих на универсализм до локальных, пытающихся объяснить причины и характер возрастающего значения этничности в современном мире.

Прежде всего, этнофобия рассматривается как субъективное стереотипное предвзятое отношение к представителям определенных рас и этносов.

Доминантный этнос страны — русский, который сегодня находится в ситуации политического и социально-культурного вызова стать гражданской нацией в синтезе со всеми этносами Федерации и решить таким образом экзистенциальную задачу обеспечения целостности и единства России на перспективу, пока, суди по всему, не готов к этому. Ситуация усугубляется тем, что сознанием российской прежде всего русской молодежи нарастающей активностью завладевает массовая культура, которая в своих ценностях, нормах, формах и идентификационных маркерах позиционируется негативно по отношению к этническим культурам.

Но новейшая история России складывалась так, что демонтаж советского уклада жизни в этнических республиках, как уже отмечалось, до сих пор разворачивался и разворачивается в форме демонтажа культур, культурных связей — отношений, более того — в форме острого конфликта культур и идентичностей, пробуждая этнофобию. Причины, подхлестнувшие в х годах этнофобию в России, известны, парад суверенитетов республик и исход русских из них, чеченская война; монополизация торговли на продовольственных и вещевых рынках выходцами из стран СНГ Ныне все эти проблемы, казалось бы, уже не имеют прежней остроты: чем причина такого положения?

тому же этот товар просто необходим несчетному множеству малотиражных СМИ распространенной в России форме малого бизнеса , изначально ориентированных на обывателя, психологически травмированного неудачами и тяжелыми социально-экономическими последствиями наших либералистских реформ. Все это вновь и вновь актуализирует проблему выявления потенциала этнических культур к взаимному диалогу, к трансформации и синтезу новой российской культурной идентичности. Кавказские этнические культуры, как показывает анализ, располагают огромным потенциалом подобного плана, что пока явно недооценивается.

О русофобских стереотипах: этнофобия и культурофилИя

Анализируя меняющиеся этнополитические реальности, многие исследователи признают, что на современном этапе развития мира стали преобладать национальные и этнические интересы. Этничность стала весомым фактором современного политического процесса. С переходом на рыночные отношения в России на первое место ставились экономические проблемы, однако они вскоре ушли на второй план, уступив место социальным. Самнер в году.

Выявить роль этноцентризма в формировании этнофобий. Подчеркивается, что этнос есть осознающая себя культурно-языковая общность, а не.

На поверхности лежит объяснение динамики русской этнофобии нарастанием миграционных потоков на территории России. Сложность в том, что масштабы миграции остаются тайной за семью печатями: Тем не менее, несмотря на все несовершенство отечественной системы учета и связанных с этим спекуляций, суммарные масштабы иммиграции в Россию в первое пятилетие нового века вряд ли превышали масштабы иммиграции первой половины х гг. Но десять лет назад, в условиях острого социально-экономического и политического кризиса, уровень этнофобии был значительно ниже, чем в настоящее время, характеризующееся относительным экономическим подъемом и отсутствием масштабных социополитических кризисов.

Конечно, существует некоторый временной лаг между увеличением объемов миграции и ростом этнофобии: Однако жесткой детерминистской зависимости между интенсивностью миграционных процессов и интенсивностью выражения этнофобии не существует: Объяснение динамики ксенофобии следует искать не столько в увеличении миграционных потоков, сколько в изменении их этнического состава.

В первой половине х гг. К середине прошлого десятилетия миграция на постоянное место жительства в основном исчерпала себя и возобладала трудовая миграция. Но и в последнем случае в фокусе этнофобии оказались не родственные русским белорусы и украинцы которые долгое время составляли самую большую группу в потоке трудовой миграции , а азербайджанцы, грузины и представители среднеазиатских народов. По отношению к украинцам и белорусам русские демонстрируют самые низкие, пороговые значения этнофобии, в то время как по отношению к выходцам из Азербайджана, Грузии, Армении и государств Средней Азии — высокие и очень высокие.

О русофобских стереотипах: этнофобия и культурофилИя (умная статья)

Ксенофобия - боязнь ко всем людям не из своей нации, народа. Оно охватывает все виды неприязни, ненависти или страха к чему-либо чужому, непривычному. Различают расовую, этническую, классовую, культурную, конфессиональную, этологическую поведенческую и другие виды ксенофобии. Этнофобия - это негативное отношение к иным этническим группам.

Официально этнофобия - это: Негативное отношение к процессу этнической идентификации,провоцирующее разрушение ценностей этнической.

Ксенофобии в постсоветском обществе Ксенофобии в постсоветском обществе вместо введения Одной из гнетущих проблем современного российского общества становится ксенофобия, неприязнь к чужакам - иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся от большинства общества по целям и интересам социальным группам, например, мигрантам.

Демократизация, какие бы уродливые формы она ни принимала в России, тем не менее создала условия для осознания людьми своего места в окружающем мире, в том числе в этнических, культурных и конфессиональных координатах, что возможно сделать лишь через сопоставление себя с иным индивидом, иным социумом. Очевидно, само по себе последнее обстоятельство не является непосредственной причиной обнаружения фобий, но оно составляет их объективную основу. Непонимание соседа не обязательно перерастает в чувство враждебности к нему.

Однако в обстановке не прекращающегося общего кризиса подобная трансформация может стать и становится реальностью. Тяжелое экономическое положение людей, понижение социального статуса целых общественных слоев, наконец, горечь за падение по сравнению с СССР престижа России способствует росту"комплекса неполноценности" и побуждает искать конкретных виновников всего происшедшего со страной, с обществом, с каждым отдельным человеком.

Среди чаще всего называемых в обществе причин кризиса - горбачевская"перестройка","дерьмократы", империализм. Вклад в этот кризис чужаков, возможно, не столь велик, но зато они находятся в непосредственной близости от пострадавших, и потому на них удобнее и проще сорвать злобу. Вместе с тем некорректно утверждать, что постсоветская ксенофобия порождена исключительно нынешними условиями.

Она имеет достаточно глубокую социокультурную и этническую основу. К изначальным предпосылкам ксенофобии могут быть отнесены традиции и представления, связанные с гипертрофией значения русского позже российского государства и его идеологии: Россия - наследница Византии, Москва -"третий Рим", абсолютная истина - в православии. Конкретным же"охранителем" величия государства и его религии националистически настроенным кругам виделся русский народ с его исключительной ролью в истории человечества.

Контекст. №1